02.05.2017

«Электронным услугам нужно доверять»

Как помогает Интернет в общении с государством

Получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде становится все более популярным. Для граждан — это экономия времени, для органов власти — экономия ресурсов. Как в дальнейшем будет развиваться рынок электронных услуг, в интервью «ВК» рассказал заместитель председателя правительства Самарской области — руководитель департамента информационных технологий и связи С.В. Казарин.

 Вход через «Госуслуги»

  — Сейчас некоторые региональные услуги нельзя получить без  регистрации на портале «Госуслуги». Сколько жителей Самарской области пользуются этим онлайн-сервисом?

— В единой федеральной системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая в том числе предоставляет доступ и к порталу «Госуслуги», зарегистрирован 41% жителей Самарской области старше 14 лет. Если коротко, то на региональном портале доступно 444 государственные и муниципальные услуги, из которых наиболее востребована запись на прием в медучреждения. Только по этому направлению за год поступает более 10 млн обращений. Весьма популярна такая услуга, как признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании (2,5 млн заявлений), выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и др.

— Региональные услуги, предоставляемые в электронном виде, соединены с федеральным сервисом?

— Сегодня идет постепенное совмещение региональных и федеральных порталов. Это технологически очень сложно, ведь на одном портале все 85 регионов разместят тысячи своих услуг, и поэтому процесс может занять несколько лет. Но уже сейчас мы привязываем ряд наших услуг к федеральному сервисам и федеральному порталу. Так запись детей в дошкольные учреждения уже идет с федерального портала, запись в первый класс сейчас в процессе перехода. Но сейчас намного важнее перейти на федеральную единую систему аутентификации и идентификации пользователей (ЕСИА) Например, как вы сами сказали, для того чтобы записать ребенка в первый класс или оформить ему путевку в летний лагерь, надо иметь учетную запись на портале «Госуслуги». С 1 мая по такому же принципу будет работать электронная регистратура в поликлиниках, а также сервис использования школьных электронных дневников.

Раньше многие предпочитали не пользоваться порталом «Госулуги», потому что была не очень удобная процедура подтверждения и получения пароля доступа. Нужно было ждать около двух недель заказное письмо, идти получать его на почту. Теперь же для того, чтобы получить код доступа, достаточно придти в МФЦ или отделение пенсионного фонда, фонда социального страхования или на почту с паспортом и СНИЛСом. Через 15 минут этот портал будет вам доступен. Кстати, можно зайти на «Госуслуги», указать свое местоположение, и тут же вам будут предложены 3-4 близлежащих места, где можно получить код доступа. Можно от предприятия направить нам заявку на регистрацию в ЕСИА и мобильная группа приедет к вам на работу, если желающих будет больше 40 человек.

— Сохранится ли возможность лично прийти в регистратуру и получить талон? Иногда бывает, что в электронном виде записаться на прием не удается.

Да, конечно, в расписании приема врачей сохраняется квота для тех, кто приходит очно. Главный врач поликлиники меняет ее в зависимости от эпидемиологической ситуации. Кроме того, надо помнить, что свободная запись существует только к врачам общей практики и в некоторых медучреждениях, работающих на всю область. Если же не открывается расписание или в целом сервис недоступен, надо позвонить на телефон, указанный на сайте поликлиники, или на горячую линию по номеру 8-800-707-6-123. Нам очень важно постоянно отслеживать реальную работоспособность сервисов.

Защита от киберугроз

— Могут ли граждане быть уверены, что их данные находятся в безопасности и не поступят в открытый доступ?

В нашей стране люди готовы добровольно сообщать информацию о себе в социальных сетях, вплоть до фотографий своей квартиры и планов на отпуск. Ваши персональные данные нужны для доставки товаров из интернет-магазинов или при покупке электронных билетов. И люди отправляют личную информацию в различные организации. Но со стороны органов госвласти все каналы передачи данных изначально защищены. Информационные системы проходят специальную сертификацию. С персональными данными работает ограниченный круг лиц, и им предоставляется только необходимая для подготовки того или иного документа информация. Например, имя человека, но без паспортных данных. За последние три года в системе государственных информационных систем кардинально улучшился подход к защите любой информации, не только персональных данных

— Как обеспечивается безопасность и отказоустойчивость электронных сервисов, разрабатываемых и внедряемых на уровне региона?

В правительстве создан офис по борьбе с киберугрозами, он взаимодействует с федеральными структурами, занимается круглосуточным мониторингом информационных систем от атак, проникновений, подозрительной активности. Все, что может повлиять на сохранность данных или неправомерное использование данными со стороны третьих лиц, находится под контролем специальных информационных систем и дежурного персонала.

Из наиболее заметных кибератак, с которыми нам приходилось сталкиваться, — это сбой при записи детей в первый класс в 2016 году. Атака была хорошо организована, мы разбирались в источниках и причинах. В этом году пришлось затратить дополнительные средства, приобрести специальные услуги у оператора связи, которые помогли нам с этим справится.

Согласно федеральному регламенту, право на зачисление в школу получает тот, кто раньше другого направил электронное заявление. Родители называют это «гонкой на клавиатурах», сажают за разные компьютеры всех своих родственников, отправляют несколько заявлений. Кто-то ведется на уловки программистов и пытается использовать специально написанные скрипты. Мы предупреждаем: не надо платить тем, кто хочет на вас подзаработать. В последнюю ночь перед записью меняется форма страницы, расположение полей и запрограммированный алгоритм не может правильно заполнить новую форму заявления. Можно просто потерять время и не успеть подать заявление.

Открытая информация

— Что такое «Электронное ЖКХ», и как оно облегчит жизнь владельцам квартир? Как с помощью него можно будет контролировать деятельность УК?

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства создается на федеральном уровне. Ранее у нас подобный сервис работал на уровне региона, но теперь, после принятия федерального закона, он интегрирован в общероссийский портал. Система создается, и 1 июля должен состояться ее полномасштабный запуск. В ГИС ЖКХ все ресурсоснабжающие, управляющие компании, ТСЖ будут обязаны передавать информацию о начислениях за квартплату. А человек в своем личном кабинете, зайдя на него через портал «Госуслуги», сможет их посмотреть, оплатить, проанализировать, сравнить с другими месяцами, передать данные приборов учета. Можно найти свой дом и свои квитанции по адресу dom.gosuslugi.ru

Если бы эта система 100% работала сейчас, то у нас не было бы проблем с компенсацией льгот на ЖКХ. Федеральный закон требует компенсировать затраты за оплаченные услуги, а для этого УК должны передать информацию в органы соцзащиты. У нас же некоторые управляющие компании стали требовать за это денег с министерства социально-демографического развития. Скоро они будут обязаны отчитываться обо всех начислениях для населения и принятых платежах.

— Как развивается система получения госуслуг через МФЦ?

МФЦ — специально созданная структура для приема и выдачи документов. Все услуги в электронный вид перевести не удастся, потому что есть виды запросов, которые предполагают получение документов. Но все больше органов власти отказываются от общения с заявителем, передавая эту функцию в МФЦ. Там это делают профессиональнее, а органы власти исключают для себя необходимость арендовать дополнительные площади, содержать лишних сотрудников в окнах приема, исключается и коррупционный фактор. Кроме того, выполняются задачи по межведомственному документообороту. Человеку не нужно ехать сначала в одно место получать справку и затем привозить ее в другой орган власти. Необходимые документы запрашиваются и передаются без его участия в электронном виде.

Но сейчас уже понятно, что взаимодействие в электронном виде становится удобнее и дешевле и для наших граждан, и для государства. Например, на сайте госуслуг любую пошлину можно заплатить со скидкой в 30%. Поэтому мы призываем больше пробовать и тестировать электронные услуги. Прежде чем поехать в офис государственного органа или МФЦ – посмотрите портал госуслуг. Возможно, вам больше понравится дистанционное взаимодействие. Электронным услугам можно и нужно доверять.

 

Источник – http://www.vkonline.ru/content/view/182400/elektronnym-uslugam-nuzhno-doveryat

Последние новости

18.10.2022 На Ямале к системе «Сетевой город» подключились уже 238 тысяч пользователей

Ямальцы оценили удобство и объективность данных при использовании системы «Сетевой город». Электронными сервисами пользуются родители, ученики, педагоги. Многие вопросы, связанные с учетом, отметками и домашними заданиями, теперь контролируются на современном уровне.

30.04.2022 Новый офис компании

После продолжительного ожидания завершено строительство нового офисного помещения АО «ИРТех». Теперь мы находимся в IT-кластере «Монте-Роза».

Внимание!

Ваше сообщение было отправлено успешно. Спасибо! ×